Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.11.2017, 08:06

Скивко Маргарита Вениаминовна

Меню сайта
Форма входа
ЦОРы
Нормативная база
Стандарты
СарИПКиПРО
Сообщества

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка

Исследовательская деятельность учащихся начальных классов
[ Скачать с сервера (9.85Mb) ] 18.11.2011, 23:01

Исследовательская деятельность учащихся начальных классов.

Познавать, не размышляя, - бесполезно,

Размышлять, не познавая, - опасно.

Конфуций

 Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.

Государство перед школой ставит задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире.

Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, но она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность.

Тревогу о будущем своих учеников всегда испытывают учителя, выпуская их в мир взрослых. Во многом на учителях лежит ответственность за желание детей учиться, за качество их образования, а в конечном итоге за успешную социализацию после окончания школы.

Школьнику необходимо получить добротное образование, уметь на протяжении всей своей жизни обновлять и пополнять знания, уметь реализовать свои лучшие качества, чтобы быть востребованным.

Учителя ищут эффективные пути и средства развития потенциальных возможностей школьников. Сейчас в школьной практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым учитель не преподносит истину, а учит ее находить.

Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся.

В научно-методической литературе методы исследования называют также - метод открытий, эвристическим методом и методом решения проблем.

Говорят: «Новое – хорошо забытое старое». Одним из самых первых сторонников метода открытия или исследования как основы обучения считают Яна Амоса Коменского. Но, пожалуй, самыми пламенными защитниками этого метода были российские педагоги и психологи начала XX века В.П. Вахтеров и Л.С. Выгодский.

И сегодня очень актуально звучат слова В.П. Вахтерова о том, что образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания.

Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой элементарной форме.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Она открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых.

Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи.

Цель работы-стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

-обучение проведению учебных исследований младших школьников

- развитие творческой исследовательской активности детей

- стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам – ознакомление с научной картиной мира

-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

В своей работе я приучаю учеников к самому слову «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов.

1.Выбор темы.

2.Постановка цели и задач.

3.Гипотеза исследования

4.Организация исследования.

5.Подготовка к защите и защита.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно- исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают ребёнку готовить защиту своей работы.

С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини- исследования.

Я включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы.

С 1 по 3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

-Что мне интересно больше всего?

-Чем я хочу заниматься в первую очередь?

-Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

-По каким предметам  у меня самые хорошие отметки?

-О чём  хотелось бы узнать как можно больше?

-Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребёнок может получить совет учителя, какую тему исследования можно  выбрать.

Тема может быть:

-фантастической

-экспериментальной;

-изобретательской;

-теоретической.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнение коллег, я знаю. Дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное  и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований    по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в «помощники», обращаясь к ним  с просьбой о помощи. «Послушай, Дима, я знаю, что ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу  найти материал о .. . (тема), посмотри в Интернете».Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся.

Примеры из опыта работы.

 Работа по ОС «Школа России» и «Школа-2100» предполагает  исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Работая по ОС «Школа России», выполняли исследовательскую работу совместно с любознательным муравьём и Мудрой Черепахой, а также  побеждая Злючку - Грязючку. В ОС  «Школа-2100» эти работы так и называются «Мои маленькие исследования» и идут по темам.

Тема звучит следующим образом: «Откуда в снежках грязь?». Она  не надумана, она вытекает из требования программы по этому курсу. И как видно из названия, уже предполагает проблему и нацеливает учащихся на выдвижение гипотез и поиск ответа. А задача учителя - быть помощником на всех этапах урока.

Была проведена подготовительная работа: с прогулки принесены снежки, положены в стаканы для таяния.

1.Введение в тему урока:

            А) фронтальная беседа, в ходе которой на доске появляется карточка «ПОДУМАЙ!»:

            Что вы принесли с прогулки? Какого цвета были снежки? Что с ними произошло? Какого цвета вода? Как думаете, чистая ли она? Давайте проверим. Как это сделать? Что нам для этого надо?

            Б) практическая работа по группам, в ходе которой на доске появляется карточка «ПРОДЕЛАЙ ОПЫТ!»:

            В стаканчик с фильтром переливается снеговая вода.

            Обращается внимание на то, каким стал фильтр. Откуда взялась грязь на фильтре? А откуда в снежках грязь? (идёт выдвижение гипотез или предположений)

2. Определение темы и задач на урок:

            На какой вопрос ищем ответ? Зачем нам это надо выяснить? Что нам это даст? (на доске появляется тема урока)

            Где будем искать ответ на этот вопрос? Что нам поможет в наших исследованиях?

 ( на доске появляется карточка «ПОЛУЧИ ИНФОРМАЦИЮ!» )

3. Изучение Н/М: (работа в группе)

            А) Внимательно рассмотрите иллюстрацию учебника на с.64, обратив внимание на стрелки. Проследите путь Злючки - Грязючки по ним.

Откуда грязь в стакане? А откуда она в снегу?

            Б) А что нам говорит по этому поводу сама Злючка - Грязючка? Найдите её слова на с.64, прочтите, обсудите полученную информацию.

            Дайте друг другу ответ (группа группе) на поставленный ранее вопрос: откуда в снежках грязь? Из чего мы это узнали? Какую работу мы для этого проделали?

            В) Зимой в снежках можно обнаружить и другую грязь. Как вы думаете, какую? Какой источник информации, имеющейся у нас, ещё не использовали мы, чтобы полнее ответить на вопрос урока? (Конечно же, рабочую тетрадь.) Идёт  обсуждение серии картинок и рисование на с.27-28: Так какая ещё грязь может быть в снежках? Как с этим бороться?

Г) Что произойдёт со снегом весной? Куда может попасть Злючка-Грязючка? Где будем искать ответ на этот вопрос? (Конечно же, в учебнике на с.65.)

 4. Закрепление:

            А)  на доске появляется карточка «ПОИЩИ ОТВЕТ!»)

            Что же загрязняет окружающую среду?

            Б) Попробуем сочинить сказку о том, как ребята могут победит Злючку -Грязючку.

(на доске появляется карточка «ПРОДУКТ!»)

            Задаются вопросы, все желающие высказываются, выбирается наиболее точный, удачный и интересный ответ. Давший его выходит к доске. Выстраивается команда в том порядке, в каком давались ответы. Всё воспроизводится ещё раз. Таким образом, получается связный рассказ, который можно записать и вложить в папку исследователя.

            Вот, что получилось:

            Вопросы учителя:

            Что любила Злючка-Грязючка? Как она путешествовала? Куда она попадала? Почему ребята решили с ней вести борьбу? Как они  решили с ней бороться на заводах? Как ребята её победили на улицах города? Как стало теперь вокруг?

            Сказка:

Как ребята победили Злючку-Грязючку.

             Очень она любила дым заводов, выхлопные газы автомобилей, воду из сливных труб. А ещё она любила путешествовать по рекам, озёрам и морям. Ведь она могла заняться своим любимым делом: испачкать всё, что ей повстречалось на пути.

            Узнали дети про её проказы и решили с ней бороться. Начали с того, что посоветовали взрослым поставить на дымящие трубы специальные очистительные ловушки. А когда увидели множество автомобилей, из труб которых вырываются клубы выхлопных газов, быстренько придумали и расставили дорожные знаки, заставляющие водителей следить за исправностью  своих машин.

            И тут ребята пришли к пруду. Увидев на бережку разбросанный мусор, дружно накинулись на него, собрали весь в пакеты, выбросили в мусорный контейнер.

            А вытирая пот со лба после работа, они вдруг заметили, что небо ярко-голубое, облака белые-пребелые, а птицы запели ещё громче и звонче, а травка стала ещё зеленее. От всего этого так хорошо и приятно было на душе у ребят!

 Применяла  метод исследовательской деятельности на уроках окружающего мира по ОС «Школа России». 4класс. Раздел «Родной край-часть большой страны». Стремясь дать наиболее полные сведения о Саратовской области, я предлагала ученикам на каждом уроке задания поискового характера. Изучая историю возникновения края (города), улицы, памятники, знакомясь с поверхностью, водоёмами, полезными ископаемыми, типами почв, растительным и животным миром, культурным наследием наших предков, мои ученики вели настоящую исследовательскую деятельность.

 «Школа 2100» 2 класс. Тема: «Моря»

 Активизация познавательной деятельности при помощи загадок.

Для реализации целей  урок построен в занимательной форме путешествия.

Разгадав кроссворд, ученики сами формулируют тему урока.

Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- «На свете нет ничего лучше путешествий», - так воскликнул однажды знаменитый французский писатель Жюль Верн.

-  Вас тоже сегодня ждет необычайное путешествие.

- А куда мы отправимся, вы узнаете, разгадав кроссворд:

1. Как по-другому назвать - «путь следования». (маршрут)

2. Под стеклом я сижу,

На север и на юг гляжу.

Со мной пойдёшь-

Дорогу найдёшь. (компас)

3.Чертёж земной поверхности (или звездного неба) (карта)

4. Когда он нужен, его выбрасывают,

А когда не нужен - поднимают. (якорь)

- Какое ключевое слово получилось? (моря)

-  Итак, мы отправимся в научную экспедицию по морям, омывающих наш континент.  

- Напомните, на каком материке мы живем? (Евразия)

В ходе нашей научной экспедиции мы выясним, что такое море, какие моря омывают материк Евразия.

III.   Работа по теме урока.

-  Как же нам добраться до морей из нашего города? Куда нам необходимо двигаться? (нам надо добраться до окраины материков).

- Каким транспортом? (самолетом)

- Чтобы познакомиться со всеми морями, омывающими Евразию, мы разделимся на 4 группы, каждую группу ведёт капитан.

1   команда начнёт движение на север нашего континента

2  команда - на юг

3 команда - на восток

4  команда - на запад       

-Посмотрите на карту на доске, соотнесите направление движения, указанное у меня и у себя на карте. Положите стрелки.

-   Наше путешествие начинается и будет оно проходить под девизом: «Море зовёт! Смело вперёд!» (девиз на доске)

-  Капитаны, доложите, куда приземлились ваши самолеты?

1 команда - Скандинавский п-ов

2-команда - Аравийский п-ов

3 команда - п-ов Камчатка

4 команда - Пиренейский? .......п-ов

(слайд с полуостровом)....Это...........(часть суши, выдающийся в море

и с трёх сторон окруженный водой)

(слайд с островом)

- А что вы скажите об этом участке суши? (Этот участок суши окружен со всех сторон водой. Это остров.)

- Ребята, вспомните, какой мы сделали вывод на прошлом уроке? (Острова и полуострова делят окраины океанов на части)

- Эти части называются......(морями):    

V.Продолжение темы урока

Моря.

-  Путешествие продолжается! Команды готовы!

-  Каждая исследовательская группа проведет свои корабли по морям.

1 группа - по морям Северного Ледовитого океана.

2  группа - по морям Индийского океана.

3 группа - Тихого океана

4 группа - Атлантического океана.

-  Капитаны, поднимайте якоря своих кораблей и попробуйте провести их из одного моря своего океана в другое.

- Пройденное море отмечайте фишкой, (работа)

-  Капитаны, огласите результаты работы своей команды! (ответы детей)

-Какой же вывод мы сделаем?

( слайд. Все моря соединены друг с другом и с океаном.)

- Ребята, как правило, каждая научная экспедиция имеет план задания, такие же планы лежат у вас на столе.    

План задания.

1. Определите, используя карту, какие реки несут воды в ваши моря.

2. Почему вода в морях солёная?

3. Почему моря не переполняются?

-Прочитайте первое задание (дети называют несколько рек)

-А вы знаете, какая на вкус вода в реках? (пресная)

- Кто был на море, скажите, какова на вкус морская вода?

- Об этом у нас 2 вопрос. Прочитайте.

-  На столе у вас стоят стаканы. Определите, в каком стакане, с какими трубочками вода по вкусу напоминает морскую, а в каком речную?

- Почему же вода в морях соленая, ведь реки приносят пресную воду в моря?           

- Обратимся к нашему первоисточнику - учебнику на стр. 122. Что там говорится?

-  Какой мы сделаем вывод?

( 2 слайд: Вода в морях и океанах испаряется, а соль накапливается.)

Давайте обратимся к 3 вопросу. 

- Реки несут свои воды в моря, а моря не переполняются. Почему?

- И снова к нам на помощь позовем наш учебник. Рассмотрите иллюстрацию на стр.123 вверху.

-Все ли вам понятно?

- Давайте попробуем объяснить этот рисунок более наглядно. Мне надо два помощника.

Проведём опыт.

Возьмите шланг. Один конец шланга будет имитировать одно море, а другой соседнее море. А сам шланг это подводные течения, которые переносят воду из одного моря в другое. Ведь мы убедились, что моря между собой связаны. Нальём в шланг воды. Медленно опускайте один конец шланга. Что мы видим? (вода перетекает из одного конца в другой). Изменяется ли общее количество воды в морях?

Попробуйте сделать вывод. Прочитайте, что об этом говорит учебник.

Вывод: Уровень поверхности воды в океанах и морях одинаков.

(слайд Уровень поверхности воды в океанах и морях одинаков.)

Опытно-исследовательская работа помогает сделать вывод об уровне воды в океанах.

Тест.

 

Исследовательской работой можно заниматься и во внеклассной работе или использовать материалы исследований при проведении внеклассных занятий.

Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт».

Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.

 Родительское собрание можно считать началом долгосрочного проекта «Моя семья», который я традиционно организую с каждым своим классом.

Родительское собрание проводилось в самом начале учебного года. Каждый родитель получил памятку – план проведения классных часов (с указанием тем и краткого содержания поисковой работы). Мы заранее обговорили, в чём конкретно должна заключаться помощь старших членов семьи, а что второклассники в состоянии сделать сами.

 К первому из таких тематических классных часов каждый ученик получил  именную папку-скоросшиватель с файлами, где был заполнен только титульный лист. Постепенно папка пополнялась материалами поиска . Листы-приложения учитель заранее распечатывал на каждого ученика. Заполнялись приложения частично в классе, частично во внеурочное время. На тематическом классном часе дети рассказывали о результатах поиска, приносили в класс фотографии, памятные вещи и т.д.

В конце года по материалам поисковой работы провожу родительское собрание «Тепло родного очага», посвященное дню семьи.(15 мая)

План работы:

1.Откуда ты, имя?

Как вас зовут, или тайна имени.

Дата рождения ребёнка. Фото (малыш и ученик). Имя и его значение. В честь кого меня назвали? Какой он был человек? Чем знаменит?

2.Самая хорошая, дорогая самая.

Папа в доме, и дом исправен (приложение 1)

 Фото мамы (папы). Биографические сведения. Где училась, какую профессию получила, кем работает, в чём заключается работа, какую пользу людям приносит эта профессия. Увлечения мамы (папы). Папа – защитник Родины.

3.Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Мне дедушка рассказывал…      

 Фото бабушки (дедушки). Биографические сведения. История возникновения семьи (как они познакомились, сколько детей вырастили и т.д.) Трудовой путь бабушки (дедушки). Дедушка – защитник Родины.

4.Моя родословная           

Составление родословного дерева

5.Воины в моей семье

Родные – участники Великой Отечественной войны. Награда участника Великой Отечественной войны и её  история. Фотографии  военного времени. Родные – труженики тыла.

6.История моей семьи

 Герб моей семьи, её девиз, паспорт семьи, календарь дней рождения и знаменательных дат семьи (юбилеи). Семейные династии, традиции, реликвии.Учащиеся с огромным интересом изучают вопросы астрономии. При знакомстве с астрономией у детей возникает огромное количество вопросов, побуждающих исследовательскую деятельность.Есть ли сходство между звёздами и планетами? Какие ещё небесные тела существуют? Почему планеты движутся вокруг Солнца? Есть ли спутники у других планет? и т. д.Используя материалы исследований по этим вопросам, в прошедшем учебном году провела внеклассное занятие «Игра-путешествие. Летим в космос». Ребята во время путешествия ответили на многие интересующие их вопросы. 3.Земля- третья планета Солнечной системы. Как и все планеты, она движется вокруг Солнца. Земля- спутник Солнца. 1.Мы пролетаем над Россией. Наша страна очень большая, она раскинулась от Балтийского моря на западе, до Чукотки и Берингова пролива на востоке.

  49 лет назад 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе. Русский, советский»..Мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток». Больше часа, а именно108 минут длился первый полёт человека в космосе. За это время корабль облетел весь земной шар.

Теперь наш путь лежит к Фобосу. Этот спутник Марса чуть больше Деймоса  и имеет такую же неправильную овальную форму. Оба спутника открыты в 1877 году американским астрономом Асафом Холлом.. Я совсем забыл вам сказать: если перевести с греческого языка названия спутников Марса, то получается слова ужас и страх.

 Что же, тогда попробуем совершить посадку на Марс!

Марс — планета Солнечной системы, четвертая по счету от Солнца. Обращается вокруг него примерно за два года. Вокруг своей оси она обращается за одни сутки, как и Земля.

 Любой исследовательский проект должен быть защищён. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы:

1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения

-разъяснения посредством примера

-описание

-характеристика

-сравнение

-различие

2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3.Выявить, обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4.Расставить по возможности основные идеи.

5.Предложить сравнения и метафоры.

6.Сделать выводы и умозаключения.

7.Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

8.Подготовить текст доклада.

9. Подготовить средства наглядного представления доклада.

Самому ребёнку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребёнка, а ещё хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы. 


Категория: Методическая копилка | Добавил: Марго
Просмотров: 18120 | Загрузок: 544 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1  
hi

Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 61
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz