Исследовательская деятельность учащихся начальных классов. Познавать, не размышляя, - бесполезно, Размышлять, не познавая, - опасно. Конфуций Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения. Государство перед школой ставит задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире. Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, но она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Тревогу о будущем своих учеников всегда испытывают учителя, выпуская их в мир взрослых. Во многом на учителях лежит ответственность за желание детей учиться, за качество их образования, а в конечном итоге за успешную социализацию после окончания школы. Школьнику необходимо получить добротное образование, уметь на протяжении всей своей жизни обновлять и пополнять знания, уметь реализовать свои лучшие качества, чтобы быть востребованным. Учителя ищут эффективные пути и средства развития потенциальных возможностей школьников. Сейчас в школьной практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым учитель не преподносит истину, а учит ее находить. Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся. В научно-методической литературе методы исследования называют также - метод открытий, эвристическим методом и методом решения проблем. Говорят: «Новое – хорошо забытое старое». Одним из самых первых сторонников метода открытия или исследования как основы обучения считают Яна Амоса Коменского. Но, пожалуй, самыми пламенными защитниками этого метода были российские педагоги и психологи начала XX века В.П. Вахтеров и Л.С. Выгодский. И сегодня очень актуально звучат слова В.П. Вахтерова о том, что образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания. Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой элементарной форме. Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Она открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых. Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи. Цель работы-стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Задачи: -обучение проведению учебных исследований младших школьников - развитие творческой исследовательской активности детей - стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам – ознакомление с научной картиной мира -вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс В своей работе я приучаю учеников к самому слову «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты. Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов. 1.Выбор темы. 2.Постановка цели и задач. 3.Гипотеза исследования 4.Организация исследования. 5.Подготовка к защите и защита. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно- исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают ребёнку готовить защиту своей работы. С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини- исследования. Я включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. С 1 по 3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы: -Что мне интересно больше всего? -Чем я хочу заниматься в первую очередь? -Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? -По каким предметам у меня самые хорошие отметки? -О чём хотелось бы узнать как можно больше? -Чем я мог бы гордиться? Ответив на эти вопросы, ребёнок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть: -фантастической -экспериментальной; -изобретательской; -теоретической. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнение коллег, я знаю. Дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в «помощники», обращаясь к ним с просьбой о помощи. «Послушай, Дима, я знаю, что ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал о .. . (тема), посмотри в Интернете».Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Примеры из опыта работы. Работа по ОС «Школа России» и «Школа-2100» предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Работая по ОС «Школа России», выполняли исследовательскую работу совместно с любознательным муравьём и Мудрой Черепахой, а также побеждая Злючку - Грязючку. В ОС «Школа-2100» эти работы так и называются «Мои маленькие исследования» и идут по темам. Тема звучит следующим образом: «Откуда в снежках грязь?». Она не надумана, она вытекает из требования программы по этому курсу. И как видно из названия, уже предполагает проблему и нацеливает учащихся на выдвижение гипотез и поиск ответа. А задача учителя - быть помощником на всех этапах урока. Была проведена подготовительная работа: с прогулки принесены снежки, положены в стаканы для таяния. 1.Введение в тему урока: А) фронтальная беседа, в ходе которой на доске появляется карточка «ПОДУМАЙ!»: Что вы принесли с прогулки? Какого цвета были снежки? Что с ними произошло? Какого цвета вода? Как думаете, чистая ли она? Давайте проверим. Как это сделать? Что нам для этого надо? Б) практическая работа по группам, в ходе которой на доске появляется карточка «ПРОДЕЛАЙ ОПЫТ!»: В стаканчик с фильтром переливается снеговая вода. Обращается внимание на то, каким стал фильтр. Откуда взялась грязь на фильтре? А откуда в снежках грязь? (идёт выдвижение гипотез или предположений) 2. Определение темы и задач на урок: На какой вопрос ищем ответ? Зачем нам это надо выяснить? Что нам это даст? (на доске появляется тема урока) Где будем искать ответ на этот вопрос? Что нам поможет в наших исследованиях? ( на доске появляется карточка «ПОЛУЧИ ИНФОРМАЦИЮ!» ) 3. Изучение Н/М: (работа в группе) А) Внимательно рассмотрите иллюстрацию учебника на с.64, обратив внимание на стрелки. Проследите путь Злючки - Грязючки по ним. Откуда грязь в стакане? А откуда она в снегу? Б) А что нам говорит по этому поводу сама Злючка - Грязючка? Найдите её слова на с.64, прочтите, обсудите полученную информацию. Дайте друг другу ответ (группа группе) на поставленный ранее вопрос: откуда в снежках грязь? Из чего мы это узнали? Какую работу мы для этого проделали? В) Зимой в снежках можно обнаружить и другую грязь. Как вы думаете, какую? Какой источник информации, имеющейся у нас, ещё не использовали мы, чтобы полнее ответить на вопрос урока? (Конечно же, рабочую тетрадь.) Идёт обсуждение серии картинок и рисование на с.27-28: Так какая ещё грязь может быть в снежках? Как с этим бороться? Г) Что произойдёт со снегом весной? Куда может попасть Злючка-Грязючка? Где будем искать ответ на этот вопрос? (Конечно же, в учебнике на с.65.) 4. Закрепление: А) на доске появляется карточка «ПОИЩИ ОТВЕТ!») Что же загрязняет окружающую среду? Б) Попробуем сочинить сказку о том, как ребята могут победит Злючку -Грязючку. (на доске появляется карточка «ПРОДУКТ!») Задаются вопросы, все желающие высказываются, выбирается наиболее точный, удачный и интересный ответ. Давший его выходит к доске. Выстраивается команда в том порядке, в каком давались ответы. Всё воспроизводится ещё раз. Таким образом, получается связный рассказ, который можно записать и вложить в папку исследователя. Вот, что получилось: Вопросы учителя: Что любила Злючка-Грязючка? Как она путешествовала? Куда она попадала? Почему ребята решили с ней вести борьбу? Как они решили с ней бороться на заводах? Как ребята её победили на улицах города? Как стало теперь вокруг? Сказка: Как ребята победили Злючку-Грязючку. Очень она любила дым заводов, выхлопные газы автомобилей, воду из сливных труб. А ещё она любила путешествовать по рекам, озёрам и морям. Ведь она могла заняться своим любимым делом: испачкать всё, что ей повстречалось на пути. Узнали дети про её проказы и решили с ней бороться. Начали с того, что посоветовали взрослым поставить на дымящие трубы специальные очистительные ловушки. А когда увидели множество автомобилей, из труб которых вырываются клубы выхлопных газов, быстренько придумали и расставили дорожные знаки, заставляющие водителей следить за исправностью своих машин. И тут ребята пришли к пруду. Увидев на бережку разбросанный мусор, дружно накинулись на него, собрали весь в пакеты, выбросили в мусорный контейнер. А вытирая пот со лба после работа, они вдруг заметили, что небо ярко-голубое, облака белые-пребелые, а птицы запели ещё громче и звонче, а травка стала ещё зеленее. От всего этого так хорошо и приятно было на душе у ребят! Применяла метод исследовательской деятельности на уроках окружающего мира по ОС «Школа России». 4класс. Раздел «Родной край-часть большой страны». Стремясь дать наиболее полные сведения о Саратовской области, я предлагала ученикам на каждом уроке задания поискового характера. Изучая историю возникновения края (города), улицы, памятники, знакомясь с поверхностью, водоёмами, полезными ископаемыми, типами почв, растительным и животным миром, культурным наследием наших предков, мои ученики вели настоящую исследовательскую деятельность. «Школа 2100» 2 класс. Тема: «Моря» Активизация познавательной деятельности при помощи загадок. Для реализации целей урок построен в занимательной форме путешествия. Разгадав кроссворд, ученики сами формулируют тему урока. Актуализация знаний. Постановка целей урока. - «На свете нет ничего лучше путешествий», - так воскликнул однажды знаменитый французский писатель Жюль Верн. - Вас тоже сегодня ждет необычайное путешествие. - А куда мы отправимся, вы узнаете, разгадав кроссворд: 1. Как по-другому назвать - «путь следования». (маршрут) 2. Под стеклом я сижу, На север и на юг гляжу. Со мной пойдёшь- Дорогу найдёшь. (компас) 3.Чертёж земной поверхности (или звездного неба) (карта) 4. Когда он нужен, его выбрасывают, А когда не нужен - поднимают. (якорь) - Какое ключевое слово получилось? (моря) - Итак, мы отправимся в научную экспедицию по морям, омывающих наш континент. - Напомните, на каком материке мы живем? (Евразия) В ходе нашей научной экспедиции мы выясним, что такое море, какие моря омывают материк Евразия. III. Работа по теме урока. - Как же нам добраться до морей из нашего города? Куда нам необходимо двигаться? (нам надо добраться до окраины материков). - Каким транспортом? (самолетом) - Чтобы познакомиться со всеми морями, омывающими Евразию, мы разделимся на 4 группы, каждую группу ведёт капитан. 1 команда начнёт движение на север нашего континента 2 команда - на юг 3 команда - на восток 4 команда - на запад -Посмотрите на карту на доске, соотнесите направление движения, указанное у меня и у себя на карте. Положите стрелки. - Наше путешествие начинается и будет оно проходить под девизом: «Море зовёт! Смело вперёд!» (девиз на доске) - Капитаны, доложите, куда приземлились ваши самолеты? 1 команда - Скандинавский п-ов 2-команда - Аравийский п-ов 3 команда - п-ов Камчатка 4 команда - Пиренейский? .......п-ов (слайд с полуостровом)....Это...........(часть суши, выдающийся в море и с трёх сторон окруженный водой) (слайд с островом) - А что вы скажите об этом участке суши? (Этот участок суши окружен со всех сторон водой. Это остров.) - Ребята, вспомните, какой мы сделали вывод на прошлом уроке? (Острова и полуострова делят окраины океанов на части) - Эти части называются......(морями): V.Продолжение темы урока Моря. - Путешествие продолжается! Команды готовы! - Каждая исследовательская группа проведет свои корабли по морям. 1 группа - по морям Северного Ледовитого океана. 2 группа - по морям Индийского океана. 3 группа - Тихого океана 4 группа - Атлантического океана. - Капитаны, поднимайте якоря своих кораблей и попробуйте провести их из одного моря своего океана в другое. - Пройденное море отмечайте фишкой, (работа) - Капитаны, огласите результаты работы своей команды! (ответы детей) -Какой же вывод мы сделаем? ( слайд. Все моря соединены друг с другом и с океаном.) - Ребята, как правило, каждая научная экспедиция имеет план задания, такие же планы лежат у вас на столе. План задания. 1. Определите, используя карту, какие реки несут воды в ваши моря. 2. Почему вода в морях солёная? 3. Почему моря не переполняются? -Прочитайте первое задание (дети называют несколько рек) -А вы знаете, какая на вкус вода в реках? (пресная) - Кто был на море, скажите, какова на вкус морская вода? - Об этом у нас 2 вопрос. Прочитайте. - На столе у вас стоят стаканы. Определите, в каком стакане, с какими трубочками вода по вкусу напоминает морскую, а в каком речную? - Почему же вода в морях соленая, ведь реки приносят пресную воду в моря? - Обратимся к нашему первоисточнику - учебнику на стр. 122. Что там говорится? - Какой мы сделаем вывод? ( 2 слайд: Вода в морях и океанах испаряется, а соль накапливается.) Давайте обратимся к 3 вопросу. - Реки несут свои воды в моря, а моря не переполняются. Почему? - И снова к нам на помощь позовем наш учебник. Рассмотрите иллюстрацию на стр.123 вверху. -Все ли вам понятно? - Давайте попробуем объяснить этот рисунок более наглядно. Мне надо два помощника. Проведём опыт. Возьмите шланг. Один конец шланга будет имитировать одно море, а другой соседнее море. А сам шланг это подводные течения, которые переносят воду из одного моря в другое. Ведь мы убедились, что моря между собой связаны. Нальём в шланг воды. Медленно опускайте один конец шланга. Что мы видим? (вода перетекает из одного конца в другой). Изменяется ли общее количество воды в морях? Попробуйте сделать вывод. Прочитайте, что об этом говорит учебник. Вывод: Уровень поверхности воды в океанах и морях одинаков. (слайд Уровень поверхности воды в океанах и морях одинаков.) Опытно-исследовательская работа помогает сделать вывод об уровне воды в океанах. Тест.
Исследовательской работой можно заниматься и во внеклассной работе или использовать материалы исследований при проведении внеклассных занятий. Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт». Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории. Родительское собрание можно считать началом долгосрочного проекта «Моя семья», который я традиционно организую с каждым своим классом. Родительское собрание проводилось в самом начале учебного года. Каждый родитель получил памятку – план проведения классных часов (с указанием тем и краткого содержания поисковой работы). Мы заранее обговорили, в чём конкретно должна заключаться помощь старших членов семьи, а что второклассники в состоянии сделать сами. К первому из таких тематических классных часов каждый ученик получил именную папку-скоросшиватель с файлами, где был заполнен только титульный лист. Постепенно папка пополнялась материалами поиска . Листы-приложения учитель заранее распечатывал на каждого ученика. Заполнялись приложения частично в классе, частично во внеурочное время. На тематическом классном часе дети рассказывали о результатах поиска, приносили в класс фотографии, памятные вещи и т.д. В конце года по материалам поисковой работы провожу родительское собрание «Тепло родного очага», посвященное дню семьи.(15 мая) План работы: 1.Откуда ты, имя? Как вас зовут, или тайна имени. Дата рождения ребёнка. Фото (малыш и ученик). Имя и его значение. В честь кого меня назвали? Какой он был человек? Чем знаменит? 2.Самая хорошая, дорогая самая. Папа в доме, и дом исправен (приложение 1) Фото мамы (папы). Биографические сведения. Где училась, какую профессию получила, кем работает, в чём заключается работа, какую пользу людям приносит эта профессия. Увлечения мамы (папы). Папа – защитник Родины. 3.Я с бабушкой своею дружу давным-давно. Мне дедушка рассказывал… Фото бабушки (дедушки). Биографические сведения. История возникновения семьи (как они познакомились, сколько детей вырастили и т.д.) Трудовой путь бабушки (дедушки). Дедушка – защитник Родины. 4.Моя родословная Составление родословного дерева 5.Воины в моей семье Родные – участники Великой Отечественной войны. Награда участника Великой Отечественной войны и её история. Фотографии военного времени. Родные – труженики тыла. 6.История моей семьи Герб моей семьи, её девиз, паспорт семьи, календарь дней рождения и знаменательных дат семьи (юбилеи). Семейные династии, традиции, реликвии.Учащиеся с огромным интересом изучают вопросы астрономии. При знакомстве с астрономией у детей возникает огромное количество вопросов, побуждающих исследовательскую деятельность.Есть ли сходство между звёздами и планетами? Какие ещё небесные тела существуют? Почему планеты движутся вокруг Солнца? Есть ли спутники у других планет? и т. д.Используя материалы исследований по этим вопросам, в прошедшем учебном году провела внеклассное занятие «Игра-путешествие. Летим в космос». Ребята во время путешествия ответили на многие интересующие их вопросы. 3.Земля- третья планета Солнечной системы. Как и все планеты, она движется вокруг Солнца. Земля- спутник Солнца. 1.Мы пролетаем над Россией. Наша страна очень большая, она раскинулась от Балтийского моря на западе, до Чукотки и Берингова пролива на востоке. 49 лет назад 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе. Русский, советский»..Мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток». Больше часа, а именно108 минут длился первый полёт человека в космосе. За это время корабль облетел весь земной шар. Теперь наш путь лежит к Фобосу. Этот спутник Марса чуть больше Деймоса и имеет такую же неправильную овальную форму. Оба спутника открыты в 1877 году американским астрономом Асафом Холлом.. Я совсем забыл вам сказать: если перевести с греческого языка названия спутников Марса, то получается слова ужас и страх. Что же, тогда попробуем совершить посадку на Марс! Марс — планета Солнечной системы, четвертая по счету от Солнца. Обращается вокруг него примерно за два года. Вокруг своей оси она обращается за одни сутки, как и Земля. Любой исследовательский проект должен быть защищён. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы: 1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения -разъяснения посредством примера -описание -характеристика -сравнение -различие 2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события. 3.Выявить, обозначить все замеченные тобой парадоксы. 4.Расставить по возможности основные идеи. 5.Предложить сравнения и метафоры. 6.Сделать выводы и умозаключения. 7.Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. 8.Подготовить текст доклада. 9. Подготовить средства наглядного представления доклада. Самому ребёнку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребёнка, а ещё хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
|