Успешное
решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и
школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и
востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так
мы учителя жалуемся на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих
детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность.
Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием
педагога, взаимоотношениями в детском коллективе. В период
реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не
имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в
учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту,
который часто отстает от современных требований. Для решения этого
несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс
максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Моя практика
работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному
сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает
взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель
должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы
взаимодействия семьи и школы.
Я хочу
рассказать о наиболее распространенных формах взаимодействия с родителями.
В моей практике родители всегда рядом с
детьми. Стараюсь проводить много совместных праздников, соревнований и
концертов, главными участниками которых становятся непосредственно родители.
В первом классе участие родителей в таких
мероприятиях минимально. В основном они
выступают в роли организаторов, сопровождающих, помощников. Но и такое участие
позволяет мне узнать, рассмотреть творческие способности родителей и желание их
раскрыть.
Во 2
классе на празднике посвященному Дню матери или 8 марта родители вместе со
своими детьми готовят и показывают номер художественной самодеятельности (исполнение
музыкального произведения - семья Денисовых, Бочковых, инсценировка басен –
семья Бадиковых, фокусы - семья Герасимовых) Папы и мальчики сочиняют и
зачитывают признание женской половине класса.
На 23
февраля в спортивном мастерстве соревнуются родители и дети. Состязание начинаю
с представления команд, для большинства родителей это подвиг, судьи тоже родители.
Благодаря таким соревнованиям удалось подготовить команду на районный конкурс
«Папа, мама, я – спортивная семья» и занять 1 место.
В конце каждого учебного года отправляемся в
поход. Здесь велика роль родителей в организации и проведении мероприятия.
Родители не только готовят и проводят разнообразные игры, но и сами принимают участие.
Конечно, праздники не обходятся без чаепития за
круглым столом, где продолжается интересная беседа. Большую помощь родители
оказывают при проведении таких праздников, как новый год, 9 мая, выпускной
вечер.
Зачастую у
меня уходит намного больше времени на
подготовку к родительскому собранию, чем на подготовку к классному часу.
Стараюсь сделать каждую нашу встречу необычной, запоминающейся, неожиданной,
рассказать как можно больше о том, чем дышат наши дети, и получить такой же
бесценный опыт от родителей. Хочется
отметить, что родители с интересом приходят на собрания, стараются не
пропускать встречи в неформальной обстановке.
Например, в
4 классе проводила собрание «Семейная гостиная. Тепло родного очага». По
подготовке к этому собранию была проведена огромнейшая работа мною, родителями
и детьми. Праздник начинался с представления семьи (сколько членов семьи, кто
главный). Далее проводили конкурс пословиц и поговорок о доме, семье. Каждая семья представляла
семейный герб, родословное древо, семейные традиции и даже реликвии. Наиболее
творческие родители и дети рассказывали о своей семье стихами. Была
организована выставка поделок,
приготовлены угощения. Праздник удался на славу.
И вновь обращая ребят к семье, я предложила
собрать материалы о своих родных, чтобы помнить истоки каждой фамилии, традиции
каждой семьи, героев которых родила каждая фамилия. Результат такой работы –
это преемственность поколений, формирование нравственного мира ребенка,
воспитание духовности, терпимости, уважения, сочувствия.
В первом
классе проводила собрание «Духовные ценности», вступительным словом к собранию была
презентация «Счастье – это путь», которая помогла переоценить духовные ценности
родителей и сблизить с детьми.
Привлекая
родителей к ремонту класса, составляю список участников и вид выполняемых
ими работ, в зависимости от способностей
и состояния здоровья. Это позволяет включить всех родителей, а не одних и тех
же.
На каждом
родительском собрании отмечаю и благодарю родителей за участие в жизни класса
(даже незначительное).
Семья вместе
со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей
среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.
|